Один из самых ярких представителей
послевоенной музыкальной сцены, Хельмут Лахенман – кумир нескольких поколений
современных композиторов, «неприкасаемый» в исполнительском цеху и возмутитель
спокойствия среди слушательской аудитории. Его эстетика отказа от прекрасного
(ставшего в современном мире синонимом кича) на протяжении нескольких
десятилетий провоцирует музыкальных ученых, философов, теоретиков искусства на
поиски нового определения «музыкального».
Язык
Лахенмана жесткий и неудобный. Его фонемами являются удары, шорохи, скрипы,
скрежеты… В необыкновенно изобретательной, даже исследовательской в своем роде,
шумовой среде его сочинений отдельные музыкальные тоны, консонансные созвучия
или даже цитаты из классической музыки образуют яркие звуковые пятна. Но все
они приобретают свой смысл и значение лишь благодаря иерархически выстроенной
системе его музыкального языка.
Произведения
Лахенмана «некрасивы» в понимании тех, кто мыслит категориями прошлого. Тем
самым композитор как бы подчеркивает: способ слышания, структура и контекст
намного важнее характеристик отдельного звука. В этом смысле он выступает
прямым продолжателем традиций великой немецкой культуры, традиций, с высочайшей
степенью концентрации воплотившихся в предельно далеких от внешней красивости
сочинениях Бетховена. Проводя аналогии, его, безусловно, можно было бы назвать
«Бетховеным нашего времени», равно как и наоборот. И поскольку один из них в
России хорошо известен, а о другом почти ничего не знают, в юбилейной программе
их имена стоят в одном ряду. Так, благодаря «неизвестному» композитору в
России, в концертном исполнении прозвучат крайне редко исполняемые три пьесы
для четырех тромбонов и две пьесы для струнного квинтета знаменитого Людвига
ван Бетховена.
Программа:
Хельмут ЛАХЕНМАН
Trio fluido для
кларнета, альта и ударных (1966)
Людвиг ван
БЕТХОВЕН
Три пьесы для
четырех тромбонов WoO 30 (1812)
Хельмут ЛАХЕНМАН
temA для флейты,
голоса (меццо-сопрано) и виолончели (1968)
Людвиг ван
БЕТХОВЕН
Прелюдия к
незавершенной фуге d-moll для струнного квинтета, Hess 40 (1817)
Фуга для
струнного квинтета D-dur, Opus 137 (1817)
Хельмут ЛАХЕНМАН
„…zwei Gefühle…”
Musik mit Leonardo для чтеца и ансамбля (1991-1992)
Исполнители:
Ансамбль солистов СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ
Художественный руководитель
– Владимир Тарнопольский
В концерте
принимают участие солисты Большого симфонического оркестра имени П.И.
Чайковского:
Архип Самсонов,
тромбон
Юрий Колосов,
тромбон
Дирижер – Сергей
Акимов
Билеты на сайте консерватории: http://mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=167371
Место проведения мероприятия:
Консерватория им. Чайковского, Рахманиновский зал
Большая Никитская, 11, метро: Охотный Ряд, Арбатская, Тверская, г. Москва
14.10.2020, 19:00