Ru De
Лахенман. Бетховен

Один из самых ярких представителей послевоенной музыкальной сцены, Хельмут Лахенман – кумир нескольких поколений современных композиторов, «неприкасаемый» в исполнительском цеху и возмутитель спокойствия среди слушательской аудитории. Его эстетика отказа от прекрасного (ставшего в современном мире синонимом кича) на протяжении нескольких десятилетий провоцирует музыкальных ученых, философов, теоретиков искусства на поиски нового определения «музыкального».

 

Язык Лахенмана жесткий и неудобный. Его фонемами являются удары, шорохи, скрипы, скрежеты… В необыкновенно изобретательной, даже исследовательской в своем роде, шумовой среде его сочинений отдельные музыкальные тоны, консонансные созвучия или даже цитаты из классической музыки образуют яркие звуковые пятна. Но все они приобретают свой смысл и значение лишь благодаря иерархически выстроенной системе его музыкального языка.

 

Произведения Лахенмана «некрасивы» в понимании тех, кто мыслит категориями прошлого. Тем самым композитор как бы подчеркивает: способ слышания, структура и контекст намного важнее характеристик отдельного звука. В этом смысле он выступает прямым продолжателем традиций великой немецкой культуры, традиций, с высочайшей степенью концентрации воплотившихся в предельно далеких от внешней красивости сочинениях Бетховена. Проводя аналогии, его, безусловно, можно было бы назвать «Бетховеным нашего времени», равно как и наоборот. И поскольку один из них в России хорошо известен, а о другом почти ничего не знают, в юбилейной программе их имена стоят в одном ряду. Так, благодаря «неизвестному» композитору в России, в концертном исполнении прозвучат крайне редко исполняемые три пьесы для четырех тромбонов и две пьесы для струнного квинтета знаменитого Людвига ван Бетховена.


Программа:

Хельмут ЛАХЕНМАН

Trio fluido для кларнета, альта и ударных (1966)

Людвиг ван БЕТХОВЕН

Три пьесы для четырех тромбонов WoO 30 (1812)

Хельмут ЛАХЕНМАН

temA для флейты, голоса (меццо-сопрано) и виолончели (1968)

Людвиг ван БЕТХОВЕН

Прелюдия к незавершенной фуге d-moll для струнного квинтета, Hess 40 (1817)

Фуга для струнного квинтета D-dur, Opus 137 (1817)

Хельмут ЛАХЕНМАН

„…zwei Gefühle…” Musik mit Leonardo для чтеца и ансамбля (1991-1992)

 

Исполнители:

Ансамбль солистов СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ

Художественный руководитель – Владимир Тарнопольский


В концерте принимают участие солисты Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского:

Архип Самсонов, тромбон

Юрий Колосов, тромбон

 

Дирижер – Сергей Акимов


Билеты на сайте консерватории: http://mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=167371


Место проведения мероприятия:

Консерватория им. Чайковского, Рахманиновский зал

Большая Никитская, 11, метро: Охотный Ряд, Арбатская, Тверская, г. Москва


14.10.2020, 19:00

ОРГАНИЗАТОРЫ