Маркус Люперц Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника
Маркус Люперц Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника

Маркус Люперц – один из ключевых современных немецких художников – принадлежит к поколению авторов, к которому также причисляют, например, Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера, сформулировавших при помощи обращения к традиционному языку живописи ключевые и наиболее травматичные, болезненные вопросы поствоенного немецкого общества – связанные с исторической памятью и проблемой «преодоления прошлого». Первая масштабная ретроспектива художника, проходящая в стенах ММОМА, представляет наиболее репрезентативные и важные вехи его творчества как в живописных произведениях, так и в не менее широко известной скульптуре. 


Enfant terrible немецкой художественной сцены, бравирующий образом гениального денди, Люперц получил известность в начале 1960-х годов своими провокационными холстами, насыщенными милитаристской символикой, отсылающими к еще совсем недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. В этот же период он изобретает аллегорический элемент, «бессмысленный объект», как он сам его называет, который получает название «дифирамб» – в честь древнегреческого гимна, хоровой песни, прославляющей бога Диониса. В полотнах Люперца «дифирамб» воплощается в форме полуабстрактного монументального символа, отсылающего к концепции Фридриха Ницше о дионисийском – о восторге забытья, экстазе разрушения и природе катарсиса. Этот театральный и «молчаливый» образ становится точкой отсчета для дальнейших пластических экспериментов художника и все более активной разработки античных мотивов.


Как некоторые другие его соотечественники, собственное lingua antiqua Люперц обнаруживает в немецком экспрессионизме. В его работах нетрудно распознать влияние Макса Бекмана и Вильгельма Лембрука. Древнегреческая культура и почти мультипликационная, «диснеевская» гротескная пластика, мутирующие формы и мерцающие фигуры, «Алиса в стране чудес» и античная геометрия – все эти элементы встречаются и сосуществуют на холстах Люперца. Его неоднозначные, местами некомфортные работы посвящены размышлению об одном и том же настойчиво всплывающем круге вопросов – о природе живописного образа, о фигуре и роли художника, о том, какое место прошлое занимает в настоящем – и что ждет его в будущем.

article-img
09.12.21 - 20.02.22
Москва
Культура

Организаторы: Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Московский музей современного искусства

Галерея Майкла Вернера, Берлин, Кельн, Лондон, Нью-Йорк


Место и адрес проведения мероприятия:

Московский музей современного искусства, улица Петровка, 25

Билеты можно приобрести по ссылке.
ОРГАНИЗАТОРЫ